Главная → Колонка директора → Pollution. Пыль
Pollution. Пыль
Новейшие исследования показывают, что в мировом масштабе загрязнение воздуха частицами микропыли генерирует смертных случаев больше, чем курение. Так что вопросы, связанные с запыленностью воздуха, приобретают основополагающее значение. Обсуждение ниже имеет основой заметку La pollution de l’air en huit questions автора Anne-Atl Durand, опубликованную в Le Monde 09 Декабря 2018, содержит компетентные ответы на насколько вопросов по теме, которые реально волнуют французов.
Почему французов? Потому что Франция сейчас находится в авангарде борьбы за качество жизни.
1. Действительно ли вредны непродолжительные воздействия пиковых загрязнений воздуха?
ДА.
Большинство людей такие пиковые ситуации практически не ощущают, имеют место кашель, легкое недомогание, раздражение горла и / или глаз. Люди со слабым здоровьем, маленькие дети, старики могут иметь более серьезные осложнения, связанные с работой дыхательной и сердечнососудистой систем.
Серьезную опасность представляют продолжительные воздействия. Частицы PM10, размер которых не превышает 10 мкм (=1/100 мм), и PM2,5 - меньше 2.5 мкм - глубоко проникают в дыхательный аппарат и другие органы, в частности, сердце, и тем самым увеличивают риск повреждения сердечнососудистой системы и рака легких. Способны преодолевать плацентарный барьер.
2. Основные объемы микропыли генерирует автомобильный транспорт?
НЕТ.
Определяющей характеристикой частиц микропыли является их размер (размер частиц класса PM10 в 10 раз меньше диаметра человеческого волоса, PM2,5 сопоставимы по размеру с бактериями). Такие частицы могут иметь разнообразный химсостав и происхождение. Некоторая часть их появляется в ходе естественных природных процессов - эрозия почв, извержения вулканов, но большая их часть связана с деятельностью человека: добыча полезных ископаемых (карьерная пыль), печное отопление жилья, автомобильный транспорт, применение удобрений в сельском хозяйстве.
В городах концентрация микропыли оказывается особенно высокой вдоль автомагистралей. Тем не менее считается, что в условиях Парижа автомобили отвечают только за 28% от общего объема PM10. А печное отопление жилых домов и предприятий - за 26%, при этом основным источником микрочастиц являются дровяные печи.
3. Действительно ли основным источником атмосферного загрязнения во Франции являются немецкие тепловые электростанции?
НЕТ.
Сюжет о грязных немецких и польских угольных электростанциях предъявляется к обсуждению всякий раз, когда случается очередное пиковое загрязнение, поскольку по другую сторону Рейна именно они в настоящий момент являются основным поставщиком электричества.
Исследования, проведенные в 2011 году, показали, что в районе Парижа 44% частиц микропыли имеют местное происхождение, 17% происходят с прилегающих территорий, но 39% все-таки прибывают из соседних стран.
4. Выявлена ли связь между загрязнением воздуха и глобальными изменениями климата?
ЧАСТИЧНО.
Пылевое загрязнение атмосферы и выбросы парниковых газов представляют собой различные явления. Первое имеет локальное и вполне ощутимое влияние на здоровье людей и их окружение, второе - развивается в мировом масштабе и провоцирует медленные, но глобальные изменения. Тем не мене оба процесса запущены человеком: транспорт, отопление, сельское хозяйство, промышленность…, и они взаимосвязаны.
Следует отметить, что в отдельных ситуациях борьба с климатическим потеплением наносит вред качеству воздуха. Например, во Франции специально продвигаются дизельные автомобили, поскольку они выбрасывают меньше СО2, но они производят существенные объемы микропыли. Аналогичным образом - отопление дровами является предпочтительным с точки зрения глобального потепления, но должно рассматриваться как вредное для качества воздуха.
5. Внутри автомобиля мы подвергаемся вредным воздействиям меньше, чем пешеходы на улице?
НЕТ
Автомобилисты загрязняют окружающую среду, и они первыми ощущают на себе воздействие загрязнений, поскольку некачественный воздух имеет возможность наполнять пространство автомобиля (например, в пробках), потом он слабо обновляется. Особенную опасность в таких ситуациях представляет угарный газ СО. Внутри автобусов воздух оказывается менее загрязненным.
Напротив, в метро воздух обильно насыщен мелкими частицами, образующимися при работе тормозных колодок.
Так что пешая прогулка или поездка на велосипеде, на удалении от основных автомобильных трасс, представляют собой оптимальный способ передвижения в плане избежать воздействий загрязненного воздуха. Передвигаться при этом следует не спеша, поскольку в ходе интенсивных физических упражнений некачественный воздух глубже проникает в легкие.
Существует еще вариант - остаться дома. Но домашний воздух так же не свободен от загрязнений (плита на кухне, бытовая химия и дезодоранты, испарения красок, мебельных лаков и др.)
6. Ситуация с качеством воздуха может быть улучшена?
ДА.
Последовательная работа по вопросу ведется:
-
имплементация норм ЕВРО по выбросам автомобилей
-
финансовая поддержка покупок чистых автомобилей (электро-.., гибриды)
-
запрет на эксплуатацию внутри городов особенно грязных автомобилей
-
ограничение скорости движения автомобилей внутри городов
-
реорганизация автомобильного трафика с целью разгрузить городские автомагистрали
-
финансовая поддержка программы по замене устаревших отопительных систем
Любые дополнительные продвижения по вопросу сталкиваются с ожесточенным сопротивлением со стороны сектора автомобильной промышленности.
См. также |